Техосмотр по-украински: можно не спешить?
С 2009 года появились две схемы прохождения ТО и добавилось число необходимых «бумажек»
15 января в Украине стартовал очередной этап техосмотра, который в этом году проходит по новым правилам.
Изменений в правилах прохождения техосмотра произошло достаточно много, и я бы даже не взялся сказать, какое из них самое важное. Наверное, это срок. И годовой, и двухгодовой техосмотры финишируют не 31 июля, а 15 декабря. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшая горячка техосмотра посетит нас именно в конце года. И этому есть целый ряд причин. Первая - это наш традиционный обычай все откладывать «на потом». А вот вторая причина намного важнее: с нынешнего года талон ТО будет иметь срок годности, кратный периодичности техосмотра. Так, со дня прохождения
техосмотра в нынешнем году будет дан годовой или двухлетний отсчет времени, отведенного на очередной ТО. Поэтому тот, кто пожалует туда в декабре, получит «фору» в
11 месяцев. Так зачем спешить?
Впрочем, не стоит спешить на техосмотр еще по одной причине. «Антикризисный» транспортный сбор, по всей видимости, будет уменьшен. А переплаченные деньги никто не вернет. Кстати, ни один закон, согласно ст. 58 Конституции, не может иметь обратной силы. Поэтому, что бы ни говорили в ГАИ, транспортный сбор за 2008 год можно платить по старым ставкам.
Что же касается эксплуатации транспортного средства с «просроченным» талоном ТО, то она отныне запрещена. Водителя такого автомобиля ждет штраф 340-425 грн., а сам автомобиль - штрафплощадка. Правда, заместитель начальника ДГАИ Сергей Левченко поведал, что если просрочить эти выплаты всего на несколько дней, да еще по уважительной причине, то никто за это протокол не составит, поскольку гаишники всегда входят в положение водителей. Но верится в подобный гуманизм с большим трудом. И я лично не стал бы рисковать…
Еще одним, не менее важным по значимости, новшеством является изменение периодичности прохождения ТО. Так, с этого года исчезло разделение на «частников» и автопредприятия, и периодичность прохождения техосмотра для всех стала одинаковой. Любые легковые автомобили, прицепы к ним и мотоциклы подлежат техосмотру раз в два года, грузовики и прицепы полной массой свыше 3,5 т - ежегодно; автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, а также опасных грузов - раз в полгода.
Еще одним новшеством стал допуск к техосмотру «субъектов хозяйственной деятельности», а попросту говоря, СТО. Но произошло это у нас, говоря милицейским языком, в особо извращенной форме. Во всех цивилизованных странах и, в частности, в той самой Европе, к которой мы пытаемся себя причислить, техосмотр проходят на сертифицированных СТО, где проводят диагностику транспортного средства, при необходимости устраняют имеющиеся неполадки, после чего наклеивают на номерные знаки аналог талона ТО - наклейку с датой следующего техосмотра. ГАИ же (дорожная полиция) не имеет в развитых странах к техосмотру вообще никакого отношения. Так же, впрочем, как и к регистрации автомобилей, и к выдаче водительских удостоверений. Там этим занимаются специальные службы, которые обычно находятся в ведении минтранса. А вооруженные сотрудники ГАИ, которые имеют право на досрочную пенсию за выслугу лет и другие льготы, должны ловить преступников на дорогах, а не перебирать бумажки или принюхиваться к содержимому аптечки. Но чтобы у нас не произошло преждевременное отлучение от «кормушки», Департамент ГАИ пролоббировал сохранение контроля над процессом
техосмотра за собой.
Соответственно, техосмотр искусственно разделили на две составные части: «проверку технического состояния» и так называемый «техосмотр». Хотя с точки зрения здравого смыла, техосмотром является именно первая составляющая, отданная на откуп СТО. Вторая же часть, которая проводится в ГАИ, посвящена проверке всяких бумажек, комплектности транспортного средства, его внешнего вида, номеров агрегатов, а также отсутствия признаков переоборудования. И, конечно же, ГАИ жаждет заполучить квитанции об уплате штрафов.
В ГАИ, кроме паспорта, регистрационных и других документов, подтверждающих право использования данного транспортного средства, водительского удостоверения с талоном, квитанций об уплате транспортного сбора и платежей за прохождение ТО, нужно предъявлять следующие документы:
- протокол проверки технического состояния, (срок годности которого - 45 дней);
- полис «автогражданки»;
- медицинскую справку;
- на автомобили, работающие на газовом топливе, - документ, подтверждающий проведение испытаний газобаллонного оборудования в установленные сроки.
При этом в случае отсутствия любого из этих документов в выдаче талона ТО откажут. Кроме того, во время техосмотра проводится проверка сведений о транспортном средстве, его владельце или уполномоченном им лице по имеющимся автоматизированным базам данных МВД относительно розыска, наложения ареста и т.п., а также своевременности уплаты штрафов за нарушение правил. Нельзя не отметить, что зачастую работники ГАИ требуют отдать им квитанции об уплате штрафов, причем в оригинале. Но отдавать в ГАИ оригиналы штрафных квитанций не стоит ни в коем случае. За их сохранность там никто ответственности не несет, а в случае потери (или просто для плана) от вас опять могут потребовать уплаты штрафа за то же самое нарушение. Поэтому квитанции нужно только показывать, а если и отдавать, то копию или под расписку. А в случае отказа списать при этом штрафные баллы нужно обратиться к вышестоящему начальству (что, скорее всего, не поможет), а потом в прокуратуру или в суд.
Ведь в соответствии с п. 31 порядка прохождения техосмотра, утвержденного постановлением Кабмина №606 от 9.07.2008 г., проверка уплаты штрафов возлагается на ГАИ и владелец вовсе не обязан предоставлять квитанции об уплате штрафа, как это повсеместно сейчас требуют при прохождении
техосмотра.
Но самое интересное заключается в том, что гаишники все-таки сумели, как и предполагалось, превратить демократизацию техосмотра в видимость и остаться при своих интересах.
В результате сейчас существуют две схемы прохождения ТО: сначала на СТО (всего их в Украине сейчас насчитывается около 140 при потребности в 1500), а потом в ГАИ или сразу на станцию диагностики ГАИ, где данную услугу предлагают в комплексе. Какая из них лучше? На СТО проверка техсостояния занимает намного больше времени, да и стоит обычно в 2-3 раза дороже - 100-120 грн. против 45. А если к этому добавить выбор между поездкой в два места или в одно, «полуевропейская» схема однозначно проигрывает. Хотя тот, кто хочет действительно проверить техническое состояние своего автомобиля, наверняка обратится на СТО.
Одним словом, для тех, кто проходил техосмотр на станциях диагностики ГАИ раньше и собирается делать это теперь, увеличился только срок, отведенный на прохождение техосмотра, в некоторых случаях изменилась периодичность да добавился ряд бумажек.
Ну, а тем, кто хочет жить «по-европейски», все равно придется обращаться в районную ГАИ или на станцию диагностики.
И, напоследок, об официальных тарифах нынешнего года.
Проведение техосмотра сейчас стоит для автомобилей 12 грн., для прицепов и мотоциклов - 8 грн. Полугодовой техосмотр оценен в 2 грн. 45 коп., талон ТО стоит 2 грн.
Изменений в правилах прохождения техосмотра произошло достаточно много, и я бы даже не взялся сказать, какое из них самое важное. Наверное, это срок. И годовой, и двухгодовой техосмотры финишируют не 31 июля, а 15 декабря. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшая горячка техосмотра посетит нас именно в конце года. И этому есть целый ряд причин. Первая - это наш традиционный обычай все откладывать «на потом». А вот вторая причина намного важнее: с нынешнего года талон ТО будет иметь срок годности, кратный периодичности техосмотра. Так, со дня прохождения
техосмотра в нынешнем году будет дан годовой или двухлетний отсчет времени, отведенного на очередной ТО. Поэтому тот, кто пожалует туда в декабре, получит «фору» в
11 месяцев. Так зачем спешить?
Впрочем, не стоит спешить на техосмотр еще по одной причине. «Антикризисный» транспортный сбор, по всей видимости, будет уменьшен. А переплаченные деньги никто не вернет. Кстати, ни один закон, согласно ст. 58 Конституции, не может иметь обратной силы. Поэтому, что бы ни говорили в ГАИ, транспортный сбор за 2008 год можно платить по старым ставкам.
Что же касается эксплуатации транспортного средства с «просроченным» талоном ТО, то она отныне запрещена. Водителя такого автомобиля ждет штраф 340-425 грн., а сам автомобиль - штрафплощадка. Правда, заместитель начальника ДГАИ Сергей Левченко поведал, что если просрочить эти выплаты всего на несколько дней, да еще по уважительной причине, то никто за это протокол не составит, поскольку гаишники всегда входят в положение водителей. Но верится в подобный гуманизм с большим трудом. И я лично не стал бы рисковать…
Еще одним, не менее важным по значимости, новшеством является изменение периодичности прохождения ТО. Так, с этого года исчезло разделение на «частников» и автопредприятия, и периодичность прохождения техосмотра для всех стала одинаковой. Любые легковые автомобили, прицепы к ним и мотоциклы подлежат техосмотру раз в два года, грузовики и прицепы полной массой свыше 3,5 т - ежегодно; автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, а также опасных грузов - раз в полгода.
Еще одним новшеством стал допуск к техосмотру «субъектов хозяйственной деятельности», а попросту говоря, СТО. Но произошло это у нас, говоря милицейским языком, в особо извращенной форме. Во всех цивилизованных странах и, в частности, в той самой Европе, к которой мы пытаемся себя причислить, техосмотр проходят на сертифицированных СТО, где проводят диагностику транспортного средства, при необходимости устраняют имеющиеся неполадки, после чего наклеивают на номерные знаки аналог талона ТО - наклейку с датой следующего техосмотра. ГАИ же (дорожная полиция) не имеет в развитых странах к техосмотру вообще никакого отношения. Так же, впрочем, как и к регистрации автомобилей, и к выдаче водительских удостоверений. Там этим занимаются специальные службы, которые обычно находятся в ведении минтранса. А вооруженные сотрудники ГАИ, которые имеют право на досрочную пенсию за выслугу лет и другие льготы, должны ловить преступников на дорогах, а не перебирать бумажки или принюхиваться к содержимому аптечки. Но чтобы у нас не произошло преждевременное отлучение от «кормушки», Департамент ГАИ пролоббировал сохранение контроля над процессом
техосмотра за собой.
Соответственно, техосмотр искусственно разделили на две составные части: «проверку технического состояния» и так называемый «техосмотр». Хотя с точки зрения здравого смыла, техосмотром является именно первая составляющая, отданная на откуп СТО. Вторая же часть, которая проводится в ГАИ, посвящена проверке всяких бумажек, комплектности транспортного средства, его внешнего вида, номеров агрегатов, а также отсутствия признаков переоборудования. И, конечно же, ГАИ жаждет заполучить квитанции об уплате штрафов.
В ГАИ, кроме паспорта, регистрационных и других документов, подтверждающих право использования данного транспортного средства, водительского удостоверения с талоном, квитанций об уплате транспортного сбора и платежей за прохождение ТО, нужно предъявлять следующие документы:
- протокол проверки технического состояния, (срок годности которого - 45 дней);
- полис «автогражданки»;
- медицинскую справку;
- на автомобили, работающие на газовом топливе, - документ, подтверждающий проведение испытаний газобаллонного оборудования в установленные сроки.
При этом в случае отсутствия любого из этих документов в выдаче талона ТО откажут. Кроме того, во время техосмотра проводится проверка сведений о транспортном средстве, его владельце или уполномоченном им лице по имеющимся автоматизированным базам данных МВД относительно розыска, наложения ареста и т.п., а также своевременности уплаты штрафов за нарушение правил. Нельзя не отметить, что зачастую работники ГАИ требуют отдать им квитанции об уплате штрафов, причем в оригинале. Но отдавать в ГАИ оригиналы штрафных квитанций не стоит ни в коем случае. За их сохранность там никто ответственности не несет, а в случае потери (или просто для плана) от вас опять могут потребовать уплаты штрафа за то же самое нарушение. Поэтому квитанции нужно только показывать, а если и отдавать, то копию или под расписку. А в случае отказа списать при этом штрафные баллы нужно обратиться к вышестоящему начальству (что, скорее всего, не поможет), а потом в прокуратуру или в суд.
Ведь в соответствии с п. 31 порядка прохождения техосмотра, утвержденного постановлением Кабмина №606 от 9.07.2008 г., проверка уплаты штрафов возлагается на ГАИ и владелец вовсе не обязан предоставлять квитанции об уплате штрафа, как это повсеместно сейчас требуют при прохождении
техосмотра.
Но самое интересное заключается в том, что гаишники все-таки сумели, как и предполагалось, превратить демократизацию техосмотра в видимость и остаться при своих интересах.
В результате сейчас существуют две схемы прохождения ТО: сначала на СТО (всего их в Украине сейчас насчитывается около 140 при потребности в 1500), а потом в ГАИ или сразу на станцию диагностики ГАИ, где данную услугу предлагают в комплексе. Какая из них лучше? На СТО проверка техсостояния занимает намного больше времени, да и стоит обычно в 2-3 раза дороже - 100-120 грн. против 45. А если к этому добавить выбор между поездкой в два места или в одно, «полуевропейская» схема однозначно проигрывает. Хотя тот, кто хочет действительно проверить техническое состояние своего автомобиля, наверняка обратится на СТО.
Одним словом, для тех, кто проходил техосмотр на станциях диагностики ГАИ раньше и собирается делать это теперь, увеличился только срок, отведенный на прохождение техосмотра, в некоторых случаях изменилась периодичность да добавился ряд бумажек.
Ну, а тем, кто хочет жить «по-европейски», все равно придется обращаться в районную ГАИ или на станцию диагностики.
И, напоследок, об официальных тарифах нынешнего года.
Проведение техосмотра сейчас стоит для автомобилей 12 грн., для прицепов и мотоциклов - 8 грн. Полугодовой техосмотр оценен в 2 грн. 45 коп., талон ТО стоит 2 грн.
Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист