В Николаеве летчик Уточкин гонялся на велосипеде, а композитор Аркас ходил под парусами

Комментарии:
Конец ХIХ - начало ХХ века – время, имеющее особое значение для истории николаевского спорта.
Именно тогда активизировались различные виды спортивных состязаний.
В те далекие годы знакомство горожан с теми или иными разновидностями спорта начиналось со зрелищных мероприятий. На них заезжие гастролеры демонстрировали невиданную ловкость, бесстрашие, нередко рискуя жизнью перед изумленной толпой. В качестве примера можно указать на парашютные прыжки с воздушного шара, которые совершали российские аэронавты. Устраивались эти спортивные зрелища на местном бульваре, где собирались толпы горожан.
Огромную роль в пропаганде спорта сыграл оборудованный на Лагерном  поле  циклодром, где соревновались не только местные спортсмены, но и самые прославленные гонщики.
17 августа 1895 года газета «Южанин» писала о соревнованиях на велодроме николаевского кружка велосипедистов -   знаменитый авиатор Сергей Уточкин на них показал блестящие результаты. Он четыре раза выходил победителем из этих состязаний.
Изучение спортивной хроники  имеет большое значение. Эта работа дает возможность узнать не только о звездах спорта, но и о тех николаевцах, которые вложили много сил в становление спорта в нашем городе.  
Поучительна деятельность лейтенанта флота Е. М. Голикова, который выступил инициатором создания яхт-клуба.
Оказывается, композитор Н. Н. Аркас тоже немало сделал для развития парусных соревнований. Инженер Н. П. Леонтович был владельцем единственного в то время в Николаеве авто, пионером автомобильного спорта. Эти и другие энтузиасты оставили после себя добрую память.  Именно дореволюционные спортсмены создали основу, на которой затем стали действовать организаторы спорта советской эпохи.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед