Еврейская трагедия Богдановки

Комментарии:

Чтобы сдержать потоки крови, струившейся по склонам оврага в Южный Буг после расстрелов, немцы приказали насыпать двухметровый земляной вал.

События, связанные с массовым уничтожением евреев во время Второй мировой войны, остаются одной из самых трагических страниц мировой  истории. Они получили название «холокост». Слово это произошло от греческого holokaustos, означающего жертвоприношение с помощью огня, или «огненная жертва». Во времена холокоста были уничтожены шесть миллионов евреев.
68 лет назад советская армия освободила в Польше узников Освенцима. В этом лагере смерти фашисты истребили более миллиона людей, в основном евреев. Решением Генеральной ассамблеи ООН 27 января во всем мире отмечается как международный день памяти жертв Холокоста. Впервые его отметили в 2006 году.
В 1953 году в Иерусалиме был основан Яд ва-Шем - национальный мемориал Катастрофы и Героизма, который увековечил память о евреях-жертвах нацизма. В центре зала горит вечный огонь, а вблизи него - памятная плита, под которой покоится пепел сожженных тел, доставленный из лагерей смерти.
Когда говорят о холокосте, то вспоминают Аушвиц-Биркенау, Майданек, Варшавское гетто, Бабий Яр, но почти никогда не говорят о Богдановке - селе в Доманевском районе на Николаевшине. Хотя в материалах Нюрнбергского процесса Богдановка упоминается сразу после Дахау и Аушвица.
Безусловно, трагедия Бабьего Яра в Киеве, где за два дня были расстреляны почти 34 тысячи мирных жителей, заслуживает внимания и памяти. Но на нашем многонациональном юге Украины есть своя территория скорби с не менее трагическими событиями. В Богдановке и соседних населенных пунктах по разным подсчетам были уничтожены 115 тысяч человек, в том числе около 55 тысяч евреев. Первая волна расстрелов захватила местное еврейское население, большинство которого, в особенности селяне, не успело эвакуироваться.
Председатель Доманевского районного совета ветеранов Витеслав Луценко, один из хранителей истории своего края, рассказывал: «Доманевка до войны называлась Еврейское местечко. В 20 километрах от райцентра населенный пункт уже в Одесской области носил сохранившееся на исторических картах название Жидовское, в уже не существующем селе Слава был еврейский колхоз «Новая жизнь». Именно там 28 августа 1941 года были расстреляны и сброшены в колодец первые 23 еврея. В том числе семеро детей от года до пяти лет. 29 августа 120 евреев вывезли из Доманевки на подводах в Первомайский район, где расстреляли и зарыли в районе сел Крымка, Катеринка и Кумари. И так было во многих селах: погибали в основном женщины, дети и старики».
В октябре 1941 года румынские оккупационные власти создали в Богдановке на берегу Южного Буга лагерь смерти. Командовал им комендант округа Голта полковник Модест Ионеску. В начале ноября 1941-го в Богдановку под конвоем румынских жандармов начали прибывать мирные граждане, в основном евреи. Их сгоняли сюда из Одессы, винницких лагерей, Молдавии.
Из Южной Пальмиры узников везли товарняками до Березовки, а оттуда более ста километров гнали пешком по жесточайшему морозу. Обессиленных людей без еды и воды вели нескончаемым потоком к месту казни двадцать три дня! Тех, кто отставал, убивали на месте. Последняя группа узников прибыла в Богдановку 18 декабря 1941 года. Дорогу Одесса-Березовка-Доманевка-Богдановка называли «дорогой смерти».
В лагере заключенных содержали в чудовищных условиях. Невзирая на суровую зиму, людей разместили в свинарниках и летних шалашах для свиней, а то и просто под открытым небом. Здесь было пять свинсовхозов, в маточниках которых содержали по две тысячи несчастных. В середине декабря вспыхнула эпидемия тифа. На совещании, в котором участвовали Модест Ионеску и немецкие советники, было решено срочно уничтожить всех заключенных. В жуткой акции участвовали части румынской армии и жандармерии, подразделения вспомогательной украинской полиции и отряды местных немцев.
21 декабря 1941 года началось уничтожение заключенных. Спецоперацию назвали «Подарок Сталину» - как раз в этот день в 1879 году родился «вождь всех времен и народов». В свинарники, конюшни и коровники загнали около пяти тысяч больных тифом и инвалидов. Перед входами, у окон и на чердаках сложили снопы соломы, облили их керосином и подожгли. Горящие балки падали на еще живых людей. Крики обреченных приводили в ужас остальных, которых в это время жандармы-румыны и полицаи-украинцы гнали на расстрел, подталкивая ударами прикладов и металлических палок. Несчастных выводили группами по 300-400 человек в ближайший лес ко рву. Их заставляли раздеться догола, сложить все ценное, стать на колени лицом к краю оврага тридцатиметровой глубины. Несколько десятков палачей расстреливали людей в упор. За четыре дня погибли около 30 тысяч человек. В таком ускоренном темпе бойня продолжалась 22 и 23 декабря. На католическое Рождество и на отдых убийцам был объявлен перерыв. Массовое истребление евреев продолжилось 28 и 29 декабря.
Убитые, а чаще только раненые, жертвы падали на дно яра, где уже полыхал огромный костер из соломы, камыша и дров. Маленьких детей бросали сверху живыми в пламя. Особые группы заключенных должны были складывать падавшие в овраг тела на костер. Трупы сжигали круглые сутки. Если легкораненым, пользуясь темнотой, удавалось выбраться из оврага, то их ловили и расстреливали. Несколько тысяч евреев замерзли в лесу.
Немецкие офицеры присутствовали при этих ужасах и делали фотоснимки. Заключенным приказали соорудить земляную плотину, которая должна была задерживать потоки крови, струившиеся по склонам оврага в Южный Буг. Возведенная дамба была высотой в два метра.
Еще живые узники были принуждены рыть голыми руками ямы в промерзшей земле и складывать в них тела только что расстрелянных или сожженных заживо в сараях. Чтобы замести следы этой ужасной акции, по приказу Модеста Ионеску в январе и феврале 1942 года беспрерывно сжигали расстрелянных людей. Всего было сожжено около 43 тысяч тел.
Для этой дьявольской работы специально отобрали около двухсот физически здоровых евреев. Тела сжигали методично. На слой соломы и дров ложили ряд трупов, потом снова слой соломы и новый ряд трупов. Этот ужас не прекращался ни днем, ни ночью. Жители Богдановки позже вспоминали, что по ночам видели из своих домов большое зарево в районе совхоза.  Удушливый запах жженого человеческого мяса, гонимый ветром, доносился до Виноградного Сада в семи километрах от Богдановки.
Грабежом убитых руководил претор Богдановского района Георге Бобей. Румынские власти заставили группу евреев искать золото в овраге, где были сожжены и засыпаны тела. Под охраной жандармов и полицаев несчастные раскапывали черепа и выдирали золотые коронки, мосты. Жадность оккупантов не знала предела.
Полторы недели кровавой вакханалии толкнули узников на отчаянный шаг. Люди отказались выходить из бараков-свинарников и забаррикадировались там. Исход был предопределен. В подожженных строениях в страшных муках сгорели две тысячи человек.
15 января 1942 года из Берлина поступил приказ Гитлера прекратить массовые расстрелы евреев. Аналогичный приказ поступил и из Голтской румынской префектуры. Но до этого только в Богдановке были уничтожены 52 тысячи евреев. Расстрелы продолжались до
1 февраля. По подсчетам государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений фашизма, только в Доманевском районе были зверски замучены 115 тысяч мирных людей. Самым кровавым местом стал овраг в Богдановке. Тут в последней точке печально известной «дороги смерти» нашли свою смерть 54-56 (по разным данным) тысяч невинных,
18 тысяч погибли в Доманевке, 10 тысяч - на свиноферме совхоза Ставки и 32 тысячи - в селах Мостовое, Веселое, Черниговка, Новая Умань, Новая Америка и других.
В 1945 году М. Ионеску, В. Манеску и некоторые другие ответственные за уничтожение евреев в Богдановке предстали в Бухаресте перед судом, который приговорил их к смертной казни, замененной затем пожизненным заключением.
Страшная трагедия николаевских, одесских и бессарабских евреев увековечена в памятных знаках на братских могилах в Николаеве (4000 погибших), селе Плющевка Баштанского района (521), Березнеговатом (865), селе Новополтавка Новобугского района (837), Первомайске (8400), селах Куйбышево (540), Первомайское (800), Красная Зорька Снигиревского района (411).
Скромный памятный знак установлен на месте концлагеря смерти в Богдановке.
Витеслав Луценко рассказывал, что в 1968 году на месте расстрела евреев в Богдановке установили небольшой обелиск. Но, узнав об этом, один из местных партийных руководителей распорядился снести памятник. «Запрещали ставить памятники, запрещали вспоминать о тех событиях, - говорит Витеслав Ильич, - но люди все равно помнили и передавали правду из поколения в поколение».
Уместно будет вспомнить, что секретный циркуляр гитлеровского командования содержал указание «проводить расстрелы подальше от городов, сел и дорог, а могилы сравнять с землей, чтобы они не стали потом местом паломничества».
И они пока местом паломничества не стали, но обязательно станут, если тому будут добрая воля живых. Исторические трагедии повторяются, когда общество начинает забывать о них. А посему, ни зверства фашистов, ни ужас Освенцима, Дахау, Бабьего Яра, нашей Богдановки, не должны быть преданы забвению, сколько бы лет ни прошло с момента разгрома нацистов.

 Татьяна ЧИЧКАЛЮК,
краевед



Возложение цветов к памятному знаку учащимися Богдановской школы