Социальный бюджет - объект политического торга

Комментарии:

16 января Верховная Рада 249 голосами «за» приняла госбюджет на 2014 год. Несмотря на то, что дата была выбрана уже давно - в декабре 2013 года - и закреплена в постановлении парламента, принятие главного финансового документа страны было непростым.

Политические амбиции и государственная необходимость
Бюджетники, пенсионеры оказались заложниками политических амбиций оппозиционеров. Оказавшись в «патовой» ситуации с Майданом и являясь баластом политической системы Украины, оппозиционные лидеры всеми силами пытались воспрепятствовать принятию госбюджета, чтобы хоть как-то оправдать свое нахождение в Верховной Раде.
Рисуя заведомо нереальные картины «еврорая», они попытались, не прилагая особых усилий, оседлать массу недовольных социальной и экономической ситуацией людей. Критикуя и в красках расписывая проблемы Украины, оппозиционные лидеры предлагают лишь одно решение: выберите нас. Что они будут делать после этого, умалчивают. Хотя времени для оппозиционеров предложить что-то новое - как в экономике, так и в политике - было предостаточно: и перед выборами 2012 года, и сейчас, после того, как накалилась общественно-политическая ситуация в Украине.
Реальность и сложность экономической и социальной ситуации в стране в том, что не существует легких решений. К примеру, всем понятно, что экономику необходимо вывести из тени. Но предложите таксисту, который без лицензии довозит из одного села в другое или предлагает звонить лично ему, в обход фирмы, задокументировать оплату полученной услуги - он будет решительно против. Выведение экономики из тени, на самом деле, позволило бы существенно увеличить налоговые поступления, а значит, и государственные выплаты, в том числе заработные платы бюджетникам.
Предложенный Президентом Виктором Януковичем и правительством Николая Азарова вариант - постепенно снижать уровень налоговой ставки и давление на предпринимателей - предоставляется как лицемерный. Но это хоть какое-то решение.
Даже придя на Евромайдан (казалось бы, о чем еще может мечтать оппозиция, как не о тысячах готовых «в огонь и в воду»), они попытались получить с этого порыва людей максимальную политическую выгоду, а привели только к еще большей эскалации конфликта. Вместо того, чтобы как лидеры парламентских политических сил найти компромиссное решение, которое позволило бы стране жить дальше, они с радостью устроились на Майдане - ведь появился новый повод покрасоваться перед телекамерами, дрогнувшим голосом «повболівати за неньку Україну».
Традиционные спекуляции на эмоциях, которые так любят политики, не что иное, как способ попасть во власть. А вот что они собираются там «творить» - это уже, как считается, дело двадцатое. Но на самом деле, это первый вопрос и первое требование - четкое объяснение, что ожидает всю страну. Красивых лозунгов и ярких речей недостаточно! И попытки воспрепятствовать принятию бюджета - явно было ошибкой. Почему миллионы людей должны ожидать «манны небесной» - когда политики, наконец-то, смогут договориться? Местные бюджеты, соцвыплаты, зарплаты - все ждало. Конечно, социальный бюджет - это опасность для оппозиционеров «потерять электорат». И ради этого они были готовы «тянуть резину» и дальше.
По словам экономического эксперта Александра Охрименко, «что бы ни заявляли лидеры оппозиции, для простых украинцев лучше, чтобы госбюджет был, чем его отсутствие. Теперь, когда госбюджет принят, можно нормально финансировать заработную плату бюджетникам и выплату пенсий».

Основные показатели Госбюджета
По словам экспертов, бюджет-2014 - один из самых социальных бюджетов за все время Независимости.  В нем заложены существенные увеличения размера минимальной заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат. А также - деньги на социальные программы, инвестиционные проекты и активизацию развития экономики.
Среди основных макроэкономических показателей предусматривается небольшой рост ВВП и сохранение инфляции на уровне 8 процентов. Принятый законопроект также предусматривает увеличение минимальной заработной платы (в три этапа, суммарно на 18%) и социальных выплат для детей-инвалидов, малообеспеченных и многодетных семей - на 22%.
По словам Николая Азарова, минимальная заработная плата в 2014 году превысит уровень 2009 года в два раза (с 605  до 1301 гривен.), размер должностного оклада работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки - в 1,7 раза. В результате таких увеличений среднемесячная заработная плата на конец 2014 года, например, участкового врача-терапевта высшей категории и учителя высшей категории может вырасти на 602 гривны, фельдшера - на 401 гривну, заведующего дошкольным учебным заведением - на 645 гривен, старшего научного сотрудника - на 748 гривен.
На 5 процентов больше, чем в 2013 году, будут профинансированы пенсии. 2014 год, согласно Указу Президента Виктора Януковича, будет посвящен участникам боевых действий на территории других государств, поэтому особенное внимание в госбюджете уделено социальной защите и медицинскому обслуживанию участников боевых действий на территории других государств, семей погибших и умерших участников таких боевых действий. Также будет проведен перерасчет пенсий гражданам, которые вышли на пенсию до 2008 года, повышены доплаты участникам Великой Отечественной войны, размеры пенсий военнослужащих, улучшена социальная защита граждан, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС.
Минимальная пенсия, сравнительно с 2009 годом, увеличится в два раза - с 498  до 1014 грн. Почти в два раза будет увеличено финансирование лечения ветеранов и инвалидов войны - на это выделены 101 миллион гривен против 55,7 миллиона грн. в 2009 году. В 6,4 раза будут увеличены ассигнования на лечение онкологических заболеваний граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС - с 7,2  до 46 миллионов гривен.
Сравнительно с 2009-м годом, будет повышен и прожиточный минимум - с 669 грн. до 1256 грн.
Также в проекте бюджета предусмотрено 6 миллиардов гривен на возвращение сбережений вкладчикам Сбербанка бывшего СССР.
Более 3 миллиардов гривен предусмотрены на развитие медицины. В том числе, 1 миллиард гривен выделяется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение оборудования для медицинских учреждений. Служба скорой медицинской помощи получит деньги на машини скорой помощи, обеспечение  медикаментами и медоборудованием. Также предусмотрены 300 миллионов гривен на поощрения медицинских работников, которые оказывают первичную медицинскую помощь, за объем и качество выполненной работы.
В следующем году будет продолжена реализация социальных инициатив Президента «Дети - будущее Украины». Предусмотрены средства - 594 миллиона гривен - на расширение сети дошкольных учебных заведений, модернизацию детских спортивных площадок общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. Такая строка в бюджете вводится впервые.
Более активно сможет развиваться местное самоуправление - государственный фонд регионального развития увеличен, по сравнению с 2013 годом, почти в четыре раза. Молодые специалисты, которые приедут работать в сельскую местность, получат одноразовую материальную помощь в размере десяти заработных плат. В проекте госбюджета на это предусмотрены 100 миллионов гривен.
Сравнительно с 2009 годом, в
2,5 раза повысился размер помощи при рождении ребенка: на первого ребенка семья получит 30960 грн., на второго - 61920 грн., на третьего и последующих - 123840 грн.
Согласно государственной стратегии помощи малому и среднему бизнесу, уменьшена ставка налога на прибыль - с 19 до 18%.
В госбюджете также заложены 538,8 млн. грн. на программу Президента Виктора Януковича «Доступное жилье». 300 млн. грн. из этой суммы будут направлены на программу «Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», меньшие суммы - на другие программы льготного государственного кредитования и поддержки на строительство и приобретение жилья.
Снижены тарифы на теплоснабжение для бюджетных организаций в среднем на 22 процента - до 599 грн. за Гкал. По подсчетам Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, снижение стоимости тепловой энергии для объектов бюджетной сферы на 22 процента позволит сэкономить на протяжении 2014 года около двух миллиардов бюджетных средств, приблизительно 1,5 млрд. грн. - это деньги местных бюджетов. По словам эксперта по энергетике Валентина Землянского, благодаря подписанию Виктором Януковичем российско-украинских договоренностей наша страна получает уникальный шанс провести модернизацию ЖКХ и тепловой энергетики, не повышая цену на газ и тепло для населения.
По подсчетам экономистов, снижение цены на российский газ до 268,5 доллара за тысячу кубических метров сэкономит госбюджету 12 миллиардов гривен, а промышленности - 10 миллиардов гривен. Это ресурс для развития экономики, модернизации промышленности, создания новых рабочих мест, повышения жизненного уровня граждан.
2014 год должен стать годом социальной политики. Будем надеяться, что и годом решения главных социально-экономических проблем.

Оксана Самойлова,
журналистка