Пережив кому и остановку сердца, боец 79-й бригады таки сочетался браком с любимой
19-летний николаевский десантник Эдуард Ткач получил множественные проникающие осколочные ранения головы, из-за того, что кевлар в каске экспериментального производства рассыпался в труху.
Узнав об этом, украинцы за сутки собрали полтора миллиона гривен, а известный волонтер Юрий Бирюков из фонда помощи стране «Крылья Феникса» закупил на них 402 боевых шлема «Шуберт» и «приодел» солдат из других бригад. Получилось, что Эдик невольно спас жизни еще четырем сотням боевых побратимов.
Тем временем жизнь самого Эдуарда висела на волоске. Когда парня транспортировали вертолетом в харьковский госпиталь, он пережил остановку сердца и впал в кому. Раненого срочно доставили в Киев, однако впопыхах потеряли его документы. Пока военные хирурги спасали неизвестного солдата, мама и невеста Эдуарда разыскивали его по всем госпиталям страны…
«Заглянув в историю болезни, я узнала: Эдик младше меня не на пять лет, как он уверял, а на целых семь»
Несколько недель назад в Главном военном госпитале состоялась двойная свадьба тяжелораненых десантников 79-й николаевской бригады Саши Пономарева и Руслана Ярыша.
— Тогда Эдик еще не мог ходить, и мы с мамой привезли его на церемонию бракосочетания в инвалидной коляске,— рассказывает Татьяна, теперь уже законная супруга Эдуарда Ткача. — Сразу после свадьбы своих боевых товарищей Эдик сказал: «Мы с тобой тоже поженимся. И так с этим сильно затянули». Предложение руки и сердца он сделал еще полтора года назад. Просто одел мне на руку обручальное кольцо со словами: «Все, теперь ты моя!» Я хотела расписаться без шума, но Эдик настаивал: «Все должно быть, как у людей. Вот накоплю денег, и сыграем настоящую свадьбу».
У Эдика и Тани необычная история любви. Будучи студентом Первомайского политехнического института, Эдуард с первого взгляда влюбился в симпатичную продавщицу соседнего продмага. Да вот беда: красотка не хотела принимать его ухаживания. Во-первых, еще состояла в законном, хоть и несчастливом браке, а во-вторых, кавалер-студент был, на ее взгляд, чересчур молоденький. Однако Эдуард своего добился. Сначала завязал крепкую дружбу с Таниным сыном Ваней. Потом вступился за любимую, когда ее супруг в очередной раз распустил руки. После развода Татьяна, ее сын Ваня и Эдуард стали жить одной семьей.
— Только здесь, в госпитале, я узнала настоящий возраст любимого, — смеется Татьяна. — Увидела запись в истории его болезни и ахнула. Эдик ухитрялся два года скрывать, что младше меня не на пять, как он уверял, а на целых семь лет. Да разве возраст для любви помеха? Эдик хоть и молодой, но такой заботливый и семейный. Чтобы прокормить нас с Ваней, перевелся на заочную форму обучения, нашел работу. А когда в прошлом году его призвали в армию, пошел на контракт.
По настоянию Эдуарда, уже проходящего лечение после ранения, влюбленные подали заявление в Печерский районный загс столицы, а предсвадебные хлопоты взяли на себя «Крылья Феникса» — волонтеры Виктория Фещук и Нелли Стельмах. Это была уже пятая по счету организованная фондом «Крылья Феникса» свадьба в Главном военном госпитале. В этот раз торжество проходило в здании клуба. Большой зал украсили воздушными шарами и свадебной символикой. Гостей встречали изысканный фуршетный стол и звуки саксофона.
Едва молодая пара вошла в зал, глаза присутствующих наполнились слезами. Красавица-невеста тоже плакала и в то же время светилась от счастья. Эдуард в белой вышиванке и с забинтованной головой гордо вел Татьяну под руку. Он с такой нежностью смотрел на свою суженую, что сжималось сердце.
На вопрос «Готовы ли вы вступить в брак?» жених и невеста ответили нестандартно. «Ты сделала то, о чем я так долго мечтал, — стала моей женой, — сказал Эдик. — Спасибо!» «А тебе спасибо за все, что сделал для страны и для меня лично», — ответила дрожащим голосом Таня.
Молодые крепко обнялись, а потом обменялись обручальными кольцами. К слову, это подарок читателей газеты «Факты».
«Многие не понимают, что в столице и во многих других городах течет мирная жизнь лишь благодаря усилиям солдат украинской армии»
Соблюдая традиции, молодые ступили на рушник, вышитый невестой в госпитале возле постели любимого.
— От всего сердца хочу поблагодарить медперсонал, — сказала Татьяна проникновенно. — Сюда поступают самые тяжелые раненые, и, спасая их, врачи творят чудеса. Низкий поклон вам за то, что мой Эдик жив и сейчас стоит рядом со мной, на свадебном рушнике.
После этих слов присутствующие на церемонии врачи и медсестры расплакались, а гости засыпали их цветами.
— Из обители здоровья наше медучреждение постепенно превращается в обитель счастья, — пошутил начальник Главного военного госпиталя Анатолий Казмирчук (на территории госпиталя расписались уже четыре пары. — Авт.), а мамы жениха и невесты бросились его целовать.
Тем временем по залу сновал шустрый мальчонка с коробкой для подарков.
— Это женятся мои мама и папа, — объяснял гостям восьмилетний Ваня. — Обещали, что скоро подарят мне братика.
Представитель Кабинета министров Украины передал букет белых роз от Арсения Яценюка. Во время посещения госпиталя премьер-министр, услышав от врачей историю Эдуарда Ткача, специально зашел в палату, чтобы пожать Эдику руку.
После торжественной части бракосочетания всех пригласили в беседку напротив клиники нейрохирургии. Там состоялась вторая часть свадьбы: молодых осыпали поздравлениями и конфетти, а гостей угощали пиццей и шампанским.
— Это прекрасная, неповторимая свадьба, — сказал растроганный жених. — Жаль, что не приехали мои боевые товарищи. Ведь ребята на себе вынесли меня с поля боя…
Эдуард был ранен в ночь на 3 июня. Колонна 79-й аэромобильной бригады прорывалась сквозь вражеские засады, чтобы зачистить город Красный Лиман Донецкой области. Во время жесточайшего боя рядом с Эдуардом разорвался снаряд. Многочисленные осколки вошли в кевларовую каску, как ножи в масло, и проникли в головной мозг. Боевые товарищи не сразу поняли, что Эдуард ранен. Каска цела, крови нет, а несет какую-то околесицу. Он еще долго был в сознании, отстреливался и отказывался покидать поле боя: «Вывозите раненых! Меня — потом». Ребята силой затащили упиравшегося Эдика в БТР, где он потерял сознание.
По просьбе жениха гости почтили минутой молчания память погибших воинов. Эдуард заплакал.
— Ребята на передовой закрывают нас своей грудью, — с горечью говорит помощница Феникса Нелли Стельмах. — Многие не понимают, что здесь, в столице, и во многих других городах течет мирная жизнь лишь благодаря усилиям солдат украинской армии. Они, наши герои, должны знать: что бы с ними ни случилось, мы поддержим. Найдем лучшие клиники, соберем деньги на лечение, позаботимся об их семьях… Эдик Ткач мечтал о красивой свадьбе, и общими усилиями мы воплотили его мечту в жизнь. Это самое малое, что можно для него сделать.
«К счастью, самый опасный осколок задел голову по касательной, и парнишка остался жив. А ведь такие ранения обычно бывают смертельными»
— Сын до последнего скрывал, что их бригаду передислоцировали в зону военных действий, — вспоминает мама Эдуарда Надежда Михайловна. — Но материнское сердце не обманешь. Вечером 2 июня я легла спать, а в половине второго ночи вдруг проснулась, упала на колени и стала молиться. Потом узнала, что в это самое время колонну БТРов, где находился Эдик, обстреляли из тяжелых орудий, и сына ранило.
— Вечером накануне той ночи прилетел сизый голубь, сел на подоконник и давай по стеклу клювом стучать, — вздыхает Татьяна Ткач. — Я обмерла. Перед тем как мой дедушка умер, тоже прилетал голубь. Потом старые люди объяснили, что в этом случае надо пустить птицу в дом. Иначе жди беды… Я быстро распахнула окно, но голубь улетел прочь. Уснуть уже не смогла и за ночь вышила икону Божьей Матери. Наутро пальцы аж горели.
Включила телевизор, смотрю выпуск новостей. А там показывают, как на носилках несут солдатика с перебинтованной головой. Боженьки, как же он на Эдика похож! Схватила мобильный, звоню-звоню, а телефон отключен. И тут я вспомнила, что, будучи в коротком отпуске, Эдик где-то оставил листок с номерами телефонов своих сослуживцев. Еле его нашла и давай звонить по всем номерам. От хлопцев узнала, что Эдика ранило в голову и его увезли в харьковский госпиталь.
Однако Эдуарда не оказалось ни в одном из госпиталей. В списках погибших он тоже не значился. Татьяна поставила на ноги всех, кого смогла, и таки разыскала любимого — без сознания, в реанимации Главного военного клинического госпиталя.
— Пациент поступил в очень тяжелом состоянии, — рассказал главный нейрохирург Министерства обороны Украины, начальник клиники нейрохирургии Александр Данчин. — В результате ранения в голову проникло множество осколков, что вызвало сильное повреждение головного мозга и несколько очагов ушибов и гематом. Мы провели срочную операцию, изъяли осколки. Из-за того, что ткани височно-теменной части головы были размозжены, на этом участке пришлось делать пересадку кожи.
К счастью, самый опасный осколок задел голову по касательной. Это вызвало серьезные изменения головного мозга, но парнишка остался жив. А ведь такие ранения часто бывают смертельными…
Кроме того, взрывная волна повредила Эдуарду грудную клетку и слуховой аппарат. Из-за двусторонней контузии одна барабанная перепонка лопнула, другая — надорвалась. Парень оглох на левое ухо, на правом слух сохранился частично. К счастью, несмотря на тяжелейшее повреждение головного мозга, его функции восстановились. Но это произошло не сразу. Две недели Эдуард находился в коме. Все это время Татьяна была рядом и непрестанно разговаривала с любимым.
— Однажды Эдик притронулся к моей руке, — говорит Таня. — Он всегда так делал — водил по коже и брал за большой палец… Потом отпустил: видно, ему стало больно. Снова нашел мою руку, опять сильно сжал… Я не выдержала, выскочила из реанимации и как закричу: «Ура!»
После этого случая Эдик начал постепенно выходить из комы. Бредил: «Ребята, отступайте! Куда вы идете?» А я стояла рядом и рассказывала, как его все ждут, как любят… Однажды Эдик перевел взгляд на меня и произнес: «Я тебя люблю…» «И я тебя, — говорю. — Сильно-сильно!» Он долго так на меня смотрел, а потом ответил: «Я — сильнее…»
В общем, благодаря людям, наша свадьба получилась искренней и незабываемой. Чтобы поддержать Эдика, приехали его односельчане, одноклассники, родственники со всех концов Украины. Принесли множество подарков: бытовая техника, свадебные торты, сделанные детскими руками открытки… Зная, что мы собираем средства на операцию по восстановлению слуха, деньги специально не дарили: «На операцию поможем в любом случае. А свадебные подарки пусть останутся на добрую память».
Вечером нас с Эдиком отвезли в загородный клуб. Там уже ждали роскошный ужин и номер для новобрачных — еще один подарок от фонда помощи стране «Крылья Феникса»…
По доброй традиции, едва раненые бойцы сочетаются браком с любимыми девушками, они идут на поправку. Вот и состояние Эдуарда Ткача сразу начало улучшаться. На днях его переведут в Ирпенский военный госпиталь.