Ушел из жизни Евгений Лемешко…

Комментарии:

Грустная новость пришла из Греции. На 86-м году жизни скончался легендарный николаевский и украинский тренер, а в прошлом – игрок, Евгений Филиппович Лемешко.

ЛЕМЕШКО Евгений Филиппович. 11.12. 1930, Николаев. Вратарь. 182 см, 74 кг. Зтр УССР (1974). Начал играть в 1945 году в Николаеве в юношеской команде “Водник”, затем в команде завода им. 61 коммунара (Николаев) - с 1947-го. В “Судостроителе” (Николаев) - 1949-1950, 1959, "Локомотиве” (Xарьков) - 1950, "Динамо” (Киев) - 1950-58, “Шахтере” (Сталино) - 1959-60.

Тренерская карьера: «Динамо» (Хмельницкий), «Карпаты» (Львов), «Судостроитель» (Николаев), «Кристалл» (Херсон), «Металлист» (Харьков), «Торпедо» (Запорожье), «Борисфен» (Киев). Под руководством Лемешко “Металлист” стал обладателем Кубка СССР 1988 и финалистом Кубка СССР 1983 года, в 1981 году выиграл турнир первой лиги и вышел в высшую.

За «Судостроитель»/»Авангард» (Николаев) Лемешко играл в чемпионатах СССР, кубке СССР, международных и товарищеских матчах. Тренировал «Судостроитель» в 1971-1974 гг. (1971 г. – 2-е место, 1972 – 4-е, 1973 – 3-е, 1974 – 1-е).

Лемешко – коренной николаевец, его детские годы прошли на «футбольном углу», где пересекались улицы Севастопольская и 1-я Слободская. В одном из своих интервью он вспоминал: «Я занялся футболом поздно, только в 15 лет, вернувшись в родной Николаев из эвакуации, -- вспоминает юбиляр. - Играя за ремесленное училище, стал третьим призером всесоюзного первенства «Трудовых резервов». Затем защищал ворота команды завода имени 61 коммунара, на котором работал в кузнечном цехе. Оттуда и попал в «Судостроитель», а затем в местное «Динамо». В 1949-м, на сборах в Одессе, я прикоснулся к мечте. Мы играли товарищеский матч с киевскими динамовцами, за которых я с детства болел. Завершили встречу вничью -- 1:1. Как потом узнал, киевские тренеры заинтересовались мной, но наш наставник упросил подождать до конца сезона, не лишать команду единственного, по сути, вратаря».

До этого (1949 г.) в карьере молодого голкипера были юношеская команда «Водник», вышеназванная заводская команда (в ее составе Лемешко завоевал свои первые награды любительского футбола и выступал в чемпионате Украины), в 18-летнем возрасте включен в состав сборной города Николаева. В 1949 г. Лемешко дебютировал за «Судостроитель» в чемпионате СССР, и стал его основным голкипером. В киевском «Динамо» николаевский вратарь оказался транзитом через… харьковский «Локомотив». После выигранного матча в Ленинграде за Лемешко, как тода говорили, пришли. Сам он вспоминает: «Ночью будит тренер: «Собирайся, тут за тобой майор приехал...» Первой фразой военного было обвинение в уклонении от воинской службы. На дворе -- 1950-й. Можете представить, в каком состоянии я летел в его сопровождении в Киев, где меня препроводили к заместителю министра МВД республики. Тот мне: «Или будешь играть в «Динамо», или загоним туда, где Макар телят не пас...»

Любопытно, что в Николаеве Лемешко играл с «чистыми руками», без перчаток: «В Николаеве я прекрасно обходился без них. Тогда речь шла о том, чтобы форму собрать на всю команду, не до изысков было. Кроме того, я неплохо играл в баскетбол и волейбол, так что мяч для меня был ручным в буквальном смысле. Перчатки, которые тогда предлагала промышленность, были неудобными. Чтобы мяч не выскальзывал, мы с основным голкипером «Динамо» Олегом Макаровым пользовались специальной мазью-липучкой, которую он привез из-за границы. В общем, я себя увереннее чувствовал с голыми руками, хоть и кожа на ладонях порой лопалась, и риск травматизма был выше. Вон, оба мизинца наружу вывернуты. После второго перелома уже пришлось надевать перчатки постоянно».

Футбольная карьера Лемешко получилась неоднозначной. С одной стороны, он выступал в составе именитых команд «Динамо» (Киев), «Шахтер» (Сталино), стал обладателем кубка СССР вместе с динамовцами, увидел мир во время зарубежных поездок. Вернулся и еще немного поиграл за команду родного города Николаева. С другой стороны – за восемь лет приходилось бороться за статус основного вратаря киевлян, да и травмы досаждали. В результате рано завершил игровую карьеру и стал тренером. По моему мнению, в этом качестве Лемешко добился намного большего.

Как бывший голкипер, Лемешко много сил отдавал воспитанию игроков этого амплуа: «Вратарь в моем понимании должен быть высоким, статным, длинноруким. Как Яшин, Никаноров или Рудаков, которого я в Киев привез из Николаева, сдав киевскому «Динамо», как говорится, из рук в руки. Словом, таким, чтобы нападающие его уважали и даже немножко боялись... Будущего стража ворот надо стараться определять в детстве. Он должен не только уметь, но и любить падать. Насколько правильно, на мой взгляд, не суть важно. И вообще, что значит: правильно? Существует ли трафарет? Если, скажем, полевой игрок «косолапый», то ему лучше удаются удары внешней стороной стопы, а если ноги Х-образные, то такой футболист будет бить «щечкой». И переучивать их бесполезно. То же и у вратарей, нужно учитывать конституцию человека, какие-то его врожденные способности. Сейчас, по-моему, хватает голкиперов, которые действуют «некрасиво», но их команды, тем не менее, добиваются результата...»

Успехи Филипповича на тренерском поприще восхищают. Но для нас важнее и памятнее те, что достигнуты вместе с николаевским «Судостроителем». Триумф 1974 года еще помнят пожилые болельщики. Спустя много лет уже можно открыто говорить о том, что помешало николаевцам лучше выступить в переходном турнире за выход в первую лигу СССР. Слово - Лемешко:

- Мы попали в полуфинальную «пульку», а продолжить борьбу за выход в первую лигу не смогли бы, даже если бы очень захотели. Как можно выиграть группу на Северном Кавказе? Это при условии, что предварительно по решению Федерации футбола СССР наша «пулька» из шести команд должна была играться в Николаеве. Город подготовил стадион, гостиницы. Но за три дня до начала турнира приходит телеграмма: «Матчи состоятся в Грозном». И что ты поделаешь? Что после этого не ясно? Мы даже об адекватном переезде не успели позаботиться. В Грозный добирались на грузовике. Из Николаева. Едва успели на первую встречу. А первый поединок с хозяевами - «Тереком». Проигрываем 0:1 и после этого смело соревнования могли завершать. Команда у грозненцев тогда была неплохая, но в Николаеве при ничейном судействе игра наверняка получилась бы другой. Впрочем, николаевские руководители этих деталей понимать не захотели и решили, что команда нуждается в реанимации. Меня «попросили». За то, что я создал хорошую команду, мне объявили строгий выговор с занесением в учетную карту по партийной линии. После этого они ничего не выигрывали и ничего, пока я жив, не выиграют. Что поделаешь, если судьбу футбольной команды решали люди, которые привыкли работать на уровне завода? Вы ведь понимаете, что означал такой выговор? Я рисковал остаться без куска хлеба. Но в целом о тех четырех проведенных в Николаеве годах воспоминания остались положительные. Это если речь вести о воспоминаниях чисто футбольных. Стадион на каждом матче был забит под завязку. Дважды в течение сезона-1971 я приглашал к нам на товарищеские матчи киевское «Динамо». И дважды мы киевлян победили, причем в первом случае динамовцы играли полноценной основой.

Мне почему-то припомнился эпизод из конца 80-х годов. Тогда Лемешко приехал на матч в Николаев с командой запорожского «Торпедо». К сожалению, принимали болельщики Филипповича не самым лучшим образом. И, словно стараясь уколоть тренера его же оружием – юмором, выставили возле скамейки запасных команды гостей… небольшой гробик. Ту игру «Судостроитель», к слову, выиграл с крупным счетом.

Уже много лет Лемешко живет в Греции. В одном из недавних интервью он рассказывает: «Греция – это моя слабость. Здесь моя любимая внучка, семилетняя Дашенька. Наверное, если бы она жила на Северном полюсе, поехал бы за ней даже туда. Здесь дочь Наталья, зять Олег Протасов, двое старших внуков. Старший, 20-летний Никита, сейчас служит в греческой армии, младший, 14-летний Илья, играет в футбол. Здесь похоронена моя жена. У нас под Афинами свой дом. Мне в Греции комфортно. Вот разговариваю сейчас с вами на улице, а над головой светит солнышко, на небе ни облачка, перед глазами пальмы, рядом бассейн, в 150-ти метрах – море. Что еще нужно в моем возрасте? Есть спокойствие и это главное».

Несколько лет уже я мечтал побывать в Афинах, в гостях у Лемешко: подарить ему книгу о николаевском футболе, записать интервью. Не сложилось, увы…

В прошлом году ФФНО выступила с предложением дать одной из николаевских улиц имя Евгения Лемешко. Не сомневаюсь, что рано или позже такая улица в Николаеве непременно появится!