Ден Сяосю: информативно об истории становления чайной традиции
Экскурс в историю: легенды о возникновении чайной культуры
Китайская культура чаепития имеет свою многовековую историю, окутанную множеством тайн, загадок и легенд. История возникновения этого почти магического ритуала насчитывает десятки тысячелетий, и может посоревноваться в красоте разве что со свадебными обычаями. Уходя корнями вглубь столетий, обряд поражает своей тонкостью и изяществом.
Основатель Украинско-Китайского центра Ден Сяосю считает, что в современных условиях распространение китайской чайной культуры на территории Украины будет иметь положительный результат.
На протяжении длительного времени он активно содействует созданию двусторонних взаимовыгодных украино-китайских взаимоотношений, которые призваны способствовать плодотворному развитию обеих стран в различных направлениях в дальнейшем. Ден Сяосю придерживается того мнения, что чайная культура неразрывно связана не только с исконно китайскими традициями, но и имеет прямое отношение к истории Украины.
Интересно, что первые чайные напитки появились на территории Китая около пяти тысяч лет назад. По легенде один из тогдашних императоров прогуливался по своему саду с чашкой горячей воды, в которую случайно упал чайный листок. Император не стал доставать его, а подождал пока он отдаст весь аромат. В результате такой напиток очень понравился императору. Так и появился чай. Несмотря на то, что это лишь красивая легенда, не подтвержденная реальными фактами, стоит отметить, что чайное дерево все же появилось именно в Китае, и только потом распространилось по всему миру.
Китай тщательно оберегает свои обычаи. Известно, что в этой стране до сих пор произрастают деревья, возраст которых насчитывает около 2 тысяч лет. Одно из таких реликтовых деревьев и сейчас можно увидеть в провинции Юньнань.
Однако Ден Сяосю считает более вероятной другую легенду о возникновении этого замечательного напитка. По его словам, традиция чаепития распространилась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Эта гипотеза подтверждается летописями древнекитайского земледельца Шень Нунга, написавшего полноценный методический трактат. В нем повествуется о том, что Шень Нунга ежедневно пробовал десятки различных трав и снадобий. За время своих исследований ему удалось выявить около семи десятков различных ядовитых растений. Примечательно, что действие яда, он нейтрализовал с помощью чайных листьев. В другом произведении Шень Нунга говорится о преимуществах распития чая. Исследователь был уверен в том, что употребление чая способно оказывать на организм профилактическое и лечебное действия.
Чайные традиции в древнекитайских трактатах
История возникновения напитка неоднократно появлялась и в других произведениях. В частности, в одной из древнекитайских летописей, рассказывающей о военных достижениях императора У Ван, чаю уделено особое место. В нем сказано, что во времена правления У Вана было захвачено великое царство Инь. И тогда могущественный император решил обложить покоренный край данью, обязав выплачивать ее чаем. В связи с этим можно говорить, что листья чайного дерева по своей ценности приравнивались к драгоценным камням. Именно тогда на территории древнекитайской державы образовались первые плантации. Листья сначала тщательно вымывали, затем складывали в специальные глиняные посудины, заливали кипятком, и варили. Причем вместе с напитком съедались и сами листья. Несмотря на некое отличие от современных традиций, начало этого красивого обычая уже было положено.
В некоторых древнекитайских трактатах также можно встретить упоминания о том, что представители Восточной Чжоу предпочитали заваривать листья чайного дерева вместе с восточными пряностями. Иногда их употребляли в пищу в качестве альтернативы зеленому салату. В древности считалось, что сочетание чая и имбиря позволяет обогатить организм человека витаминами и микроэлементами, и также вывести из него яды и токсические вещества.
В провинции Юньнань и по сегодняшний день сохранилась традиция готовки блюд с использованием плодов чайного дерева. Готовится она следующим образом: листья измельчаются, складываются в специальный глиняный сосуд. В дальнейшем в него добавляют апельсин и другие пряности. Все ингредиенты заливаются холодной водой и перемешиваются.
Лекарственные свойства чая и особенности ритуала чаепития
Преемники Восточной Чжоу – Цинь (221-207 г. до н.э.) решили немного поэкспериментировать с традицией чаепития. Тогдашние умельцы придумывали специальные приспособления, позволяющие модифицировать форму чайных листьев. В особенности прижился обычай скатывать листья в шарики, которые в дальнейшем высушивали, и заливали кипятком. Примечательно, что перед употреблением эти шарики растирались и складывались в чайник. Представители династии Цинь для придания особого вкуса и аромата также использовали апельсин, мандарин, имбирь, и другие всевозможные специи и пряности. Со временем чай начал свою трансформацию с лекарственного препарата в источник вдохновения и продукт угощения гостей. В период господства правителей династии Цинь китайская культура чаепития достигла своего расцвета, и стала продвигаться далеко на Восток.
Один из самых авторитетных лекарей тех времен Хуа То отмечал, насколько полезно именно есть чайные листья. Хуа То рекомендовал употреблять их в пищу при различных заболеваниях, отмечая тем самым чудодейственное влияние на человеческий организм. Он также акцентировал внимание на том, что если регулярно съедать по несколько горьких листочков, можно значительно ускорить силу мысли и активизировать работу мозга.
В период правления династии Хань чай уже прочно ассоциируется с императорами, которые открыто выражали ему свою любовь. Многие знатные китайцы отмечали, что по своим бодрящим свойствам чай вполне может составить достойную конкуренцию вину. Он также бодрит, придает сил и полон полезными витаминами.
В дальнейшем ритуал чаепития широко распространился по территории центрально-восточного региона. Постепенно чай стал превращаться из прерогативы древнекитайской знати в обычный повседневный атрибут, доступный каждому. Несмотря на такую трансформацию, рецептура его сбора и приготовления практически не изменилась.
Господин Ден Сяосю также отмечает, что в одной из древних летописей найдено свидетельство о том, как чайный отвар излечил от неведомой болезни Вэнь Ди (родоначальника всемирно известной династии Сунь).
Чайная культура за пределами Китая
К середине первого тысячелетия слава чая раскинулась далеко за пределы центрального региона и дошла до отдаленных северных уголков. Этот продукт неоднократно выступал в качестве мены при бартере. В особенности чай стал неотъемлемым элементом китайско-монгольской торговли. Развитие глобальных торговых отношений наложило свой отпечаток на создание Великого Шелкового пути, и поспособствовало началу долгого путешествия чая по всем тогдашним цивилизациям. Пройдя старинный караванный путь, простирающийся между Китаем и Аравией (нынешней территорией Сирии), чай попал на далекие земли. Помимо него груженные караваны везли шелк (отсюда и пошло название пути), военные доспехи, драгоценные камни, слитки золота, шерстяные, хлопковые, кожаные и фарфоровые изделия работы китайских умельцев, редчайшие виды фруктов, животных, различные рисовые культуры и пряности. Взамен Восток принимал огромные караваны с чистокровными арабскими скакунами, экзотическими фруктами и вином. В те годы, чай по-прежнему использовался в качестве эффективного лекарственного средства.
Примечательно, что большинство изобретений производились именно на Востоке, и уже потом распространялось в центральную часть Европы, а не наоборот.
На время правления представителей династии Тан припал расцвет не только культуры и зодчества, но и других ремесел, получивших широкое распространение в восточных регионах. Страна продолжает активно изучать обычаи близлежащих наций, и перенимать их на свой манер, интерпретируя их в сочетании с национальными аспектами жизни. Чай становится самым популярным напитком в мире. Из его ингредиентов исключен лук, и добавлены мята и финики, что сделало вкус еще более насыщенным и приятным.
Выращиванием плодов чайного дерева занимаются даосские и дзен-буддистские послушники, воспринимающие этот процесс, как своего рода медитацию. Распитие напитка превратилось для них в самый настоящий ритуал, предшествующий буддистским церемониям и практикам. Эта техника подробно описана во всемирно известном дзенском своде «Байчжан цингуй». Наряду с Шелковым путем, который уже начал отходить на второй план, появился Чамагудао – Древний Чайный путь. С его помощью велась активная торговля с тибетскими, непальскими, индийскими и турецкими купцами. В дальнейшем практически вся династия Хань мигрирует с севера в южную часть Китая, приспосабливаясь, и перенимая традицию чаепития.
В период господства династии Сун чай уже плотно утвердил свои позиции не только в качестве обязательного атрибута аристократов и имперской элиты, но и постепенно уходит в широкие массы. Один из величайших сунских ученых Ван Аньши писал: «Народ стал относиться к чаю, как будто это рис или специи. Его можно увидеть буквально на каждом шагу». Со временем технология приготовления отвара снова подвергается изменениям. Отныне листья спрессовывают в специальные блины, которые в дальнейшем растираются, и завариваются. Примечательно, что обязательным элементом церемонии стала бамбуковая палочка, использующаяся для размешивания отвара. Именно такой способ распития описывается в записях сановника Цай Сяна и в трактатах сунского императора Хуэй Цзуна. В дальнейшем такая технология приготовления постепенно перекочевывает в Японию. Сейчас она широко используется японскими буддистами. Послушник Эйсаи в своих записях искренне удивлялся, насколько тонкой и филигранной может быть процедура распития чая, и как к этому относятся китайцы. В 1214 году он написал известный трактат, в котором с научной точки зрения обосновывал пользу чая, как для физиологического, так и для морального здоровья человека. Именно в его авторском произведении впервые зашла речь о традиционно буддистских понятиях, таких как: гармония, баланс и умиротворение. В период Сунского господства в Китае начали производиться специальные печи для изготовления керамической посуды для церемонии чаепития. Примечательно, что посуда каждой провинции кардинально отличается друг от друга.
Начало ХIII века была не простым временем для Китая. В те годы страну растерзывала война. Когда к власти пришел повстанец и реформатор Чжу Юаньчжан, ему пришлось очень нелегко, поскольку край находился практически в руинах. Он приложил максимум усилий для того, чтобы восстановить регион после активных боевых действий. В 1371 году Юаньчжан вводит запрет на морскую торговлю, а также правило приема иностранных подданных. Отныне они допускают в портовую часть только при наличии подношений. Спустя двадцать лет частично ограничивается экспорт чая. Осуществлять торговлю чаем может только государство от своего лица. Был издан приказ изготавливать только саньча, текстура которого усложняет его транспортировку. За незаконную перевозку чая в стране вводится смертная казнь. Известен случай, когда правителю пришлось казнить мужа сестры, нарушившего запрет. В тот период напиток стал завариваться по-крестьянски. Это именно та технология, которой мы придерживаемся и сейчас.
Цельнолистовые плоды складываются в чашу, и заливаются кипятком. К этому времени как раз появляются всевозможные виды фарфоровой и керамической посуды. Удивительно, но в те годы было издано около полусотни трактатов на эту тематику. В XVI веке порт Макао проникают выходцы из Голландии. Спустя некоторое время торговля между Востоком и Западом снова разрешается. В результате столь долгого пути в начале XVII чай впервые оказывается в Центральной Европе. Ден Сяосю подчеркнул, что именно с этого момента и началось широкое распространение чая всем уголкам европейской цивилизации.