Полтора века назад Николаев освещался 42 фонарями

Комментарии:

За какие заслуги в честь губернатора Глазенапа горожане назвали улицу, а потом переименовали

После проигранной Крымской войны и потери Севастополя, по условиям Парижского мирного договора 1856 года, Российская империя ликвидировала военно-морские базы, флот и остановила судостроение на Черном море. Это очень больно ударило по Николаеву. Он переживал тяжелейший кризис. Экономика и все городское хозяйство пришло в упадок.
На смену главному командиру Николаевского порта и Николаевскому военному губернатору адмиралу Михаилу Лазареву, который был выдающимся мореплавателем, но оказался посредственным чиновником, пришел 49-летний генерал-адъютант Глазенап. В нынешнем понимании он должен был стать кризисным менеджером, который спас бы город от разрухи и опустошения.
Готлиб фон Глазенап, или, как его называли, Богдан Александрович - из прибалтийских немцев. Родился в Лифляндии, учился в Морском кадетском корпусе, произведен в гардемарины, после чего плавал на кораблях в Балтике. Совершил кругосветное плавание на судне «Сенявин». Воевал на Черном море, награжден многочисленными орденами, а за взятие Варшавы - «золотой саблей за храбрость». Отмеченный вниманием императора, Глазенап умело сочетал придворную карьеру с флотской службой. Он был директором Морского кадетского корпуса, управлял гидрографическим департаментом, а вскоре был командирован агентом от морского министерства в Швецию, Норвегию и Данию. В 1857 году Глазенап был назначен главным командиром Архангельского порта и военным губернатором. Его деятельность не осталась незамеченной, и тогдашний император Александр II направляет его спасать Николаев.
Он прибыл с идеей развития Николаева как коммерческого порта. Резко против выступили министерства иностранных дел, финансов и морское. Но Глазенапу удалось убедить правительство разрешить иностранным судам заходить в Николаевский порт. Он доказал, что Николаев имеет исключительные природные условия и географическое положение для развития хлебной торговли. Разрешение на открытие порта для внешней торговли было получено 1 июня 1862 года. Вместе с ним было отдано распоряжение об открытии в Николаеве таможни І класса и иностранных консульств. В том году в Николаевский порт прибыли только девять иностранных судов, а через шесть лет - 211.
Оживилась торговля, предпринимательский люд начал возвращаться в город. А селяне буквально завалили его зерном. Николаев переставал быть поселением у верфи - он превращался в большой город.
Глазенап добился отмены статуса закрытого города. И вскоре Николаев стал третьим в империи по объему вывозной торговли хлебом. Много сил потратил Глазенап на реализацию проекта железной дороги, учреждение статистического комитета, Городского банка. При нем построен Ракетный завод. Он открывал женскую гимназию, мужскую гимназию, Южнославянский пансион, театры.
Жена Глазенапа Эмилия вела образовательную программу. Ее стараниями открыты 19 школ грамотности. Для руководства ими учрежден особый комитет. Она же открыла приют благотворительного общества для убогих, престарелых и найденышей.
В 1865 Богдан Александрович Глазенап становится первым почетным гражданином города Николаева. Таким было решение городской думы.
В 1882 году, когда адмирал уже перебрался в Санкт-Петербург, благодарные николаевцы улицу Молдаванскую переименовали в Глазенаповскую. Они ведь помнили, что до его появления в городе освещалась 42 фонарями одна только Адмиральская площадь, прочие же улицы были без света. Он был тогда длян них как луч света.
Правда, большевики в двадцатые годы XX века у Глазенапа эту улицу отобрали, назвав ее Декабристов.