Бизнесмен из Гонконга заявил права на купленный КНР у Украины авианосец "Варяг"
Гонконгский бизнесмен, бывший военный Сюй Чзэнпин (Xu Zengping), который помог властям КНР купить у Украины в 1998 году авианосец "Варяг" ("Ляонин"), утверждает, что судно по-прежнему принадлежит ему.
Первый авианосец был создан в КНР на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианосца "Варяг". Работы по его превращению в собственный авианесущий крейсер начались на судостроительном заводе в китайском городе Далянь в 2005 году. В состав ВМФ Китая авианосец вошел в сентябре 2012 года.
Имя "Ляонин" корабль получил по названию провинции, в которой расположены доки порта Далянь, где прошла его реинкаранция. Первые морские испытания китайского авианосца прошли в августе 2011 года, в ноябре 2012 года было объявлено об успешных испытаниях по посадке на палубу "Ляонина" истребителя J-15.
Газета South China Morning Post опубликовала статью с Сюй Чзэнпином, в которой бизнесмен рассказал о подробностях сделки между ним и украинской стороной во время покупки "Варяга". По его словам, корабль принадлежит ему, так как с момента передачи судна ВМФ КНР, он "до сих пор не получил от государства ни копейки".
По словам Сюй Чзэнпина, он начал работать над покупкой "Варяга" в июне 1996 года, для чего открыл в Киеве компанию, в которой работали 12 инженеров. Бизнесмен лично четыре раза с января 1998 и до начала 1999 года участвовал в переговорах на Украине. После того, как правительство Украины сообщило его фирме, что после продажи авианосец не должен использоваться в военных целях, он сказал властям в Киеве, что собирается переоборудовать его в крупнейшее в мире плавучее казино с гостиницей.
Для этих целей бизнесмен в августе 1997 года создал в Макао фиктивную компанию. Он потратил 6 миллионов гонконгских долларов на оформление необходимых документов, включая план проекта по созданию игорной зоны на корабле, утвержденный правительством Макао. В январе 1998 года, по словам Сюй, он вместе с двумя помощниками, взяв 2 миллиона долларов наличными, необходимые документы, отправился на Украину на переговоры о продаже авианосца.
Бизнесмен отметил, что спустя два месяца после достижения сторонами соглашения под давлением США правительство Украины заявило ему, что другие страны также хотят купить "Варяг", и продажа должна состояться на публичном аукционе. На торгах, прошедших в марте 1998 года, компания гонконгского бизнесмена стала единственной, подготовившей полный комплект документов и в итоге купившей авианосец за 20 миллионов долларов.
Сюй Чзэнпин отметил, что не нарушил условия договора с Киевом, согласно которому судно должно было стать плавучим казино. "Я не считаю, что нарушил договор. Я не мог сам переделать его, не имел возможности. В контракте не говорилось, что я не могу передать ("Варяг"), впоследствии военные переделали его в военное судно, так что я не имею к этому отношения", — подчеркнул бизнесмен. Он также заявил, что "если бы СССР не распался, то "Варяг" бы абсолютно точно не был продан" КНР.
Рождение
Предыстория появления авианосца в китайском флоте анекдотична и весьма наглядным образом характеризует умонастроения бывшей советской элиты. Правда, анекдотичность ситуации вызовет улыбку только у китайцев, тогда как бывшим советским гражданам, особенно николаевским кораблестроителям, которые вложили в этот корабль свои силы, знания и душу, эта история вряд ли поднимет настроение. Скорее наоборот.
Строительство тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» началось на «ЧСЗ» в конце 1980-х годов. После развала страны корабль остался ржаветь на верфи, а при разделе Черноморского флота между Россией и Украиной «Варяг» отошел Киеву. Исключен из списков флота 30 июля 1993 года и передан в собственность ЧСЗ.
В 1998 году авианосец, степень готовности которого тогда составляла 67%, Украина продала Китаю по цене металлолома. В другом качестве китайцы «Варяг» покупать не хотели, т. к. уверяли весь мир, что авианосец им нужен для переоборудования его в плавучее казино. 14 июля 2000 года уведен на буксире из Николаева.
Почти полтора года корабль простоял у входа в Босфор из-за отказа Турции пропустить его через Черноморские проливы. Босфор «Варяг» прошел только в ноябре 2001 года, после чего едва не был брошен в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма.
Разумеется, китайцы были не настолько глупы, чтобы превращать боевой корабль в увеселительное заведение, и подобные заявления адресовались в первую очередь Тайваню и США, которых серьезно обеспокоила эта покупка. Американские военные и их тайваньские коллеги совершенно справедливо полагали, что, купив «Варяг», китайцы очень быстро изучат его конструктивные особенности и в недалеком будущем смогут приступить к постройке аналогичных кораблей. И ведь как в воду глядели…
Таким образом местечковый менталитет «эсэнговских» вождей, спешно избавляющихся от наследия «могучей и легендарной» Советской армии, очень помог китайцам, позволив им фактически даром приобрести уникальные разработки советской оборонки и сэкономить при этом миллиарды долларов. История повторилась и с покупкой палубного истребителя Су-33. Китай не стал тратить время и деньги на разработку собственного истребителя и попросту купил его у Украины в 2005 году. В КНР Су-33 назвали J-15, моментально скопировали и в скором времени самолет поступит на вооружение.
Как вы крейсер назовете...
Заводской №106. Первоначально назывался «Рига», но 19 июля 1990 года был переименован в «Варяг».
Водоизмещение - 59500 т.,
Длина - 304,5 м.
Ширина - 38 м (75 м полетная палуба).
Осадка - 10,5 м.
Скорость - 29 узлов (54 км/ч),
автономность плавания - 8000 миль.
Экипаж - 1980 чел. (520 офицеров).