В Николаеве при сооружении «авторских» укрытий на остановках неизвестно куда потрачено 5,8 миллиона, – Госаудит
Весной 2023 года Управлением Госаудитслужбы проверены закупки «Николаевэлектротранса» на предмет сооружения 14 павильонов-укрытий на остановках общественного транспорта. В результате чего выявлено нарушений на сумму 5,8 млн грн. По материалам проверки открыты уголовные производства. Коммунальное предприятие обжалует в суде требование аудиторов по устранению нарушений.
Так как с момента публикации итогов аудита от первых должностных лиц города навязывается негативное представление о результатах проверки, Управление Южного офиса Госаудитслужбы в Николаевской области посчитало нужным разъяснить несколько моментов. Подчеркивается, что материал публикуется с разрешения следственных органов.
Следует отметить, что в информационных источниках периодически фигурирует двойная сумма направленных средств на павильоны, а именно 30 млн. грн. Однако при проверке закупок аудиторы проверяли расходование вдвое меньшей суммы на остановочные укрытия в Николаеве. Озвученная же сумма – результат непрофессиональных действий подрядчика, умудрившегося отчитаться к налоговикам на 30 миллионов.
Отмечается, что закупка укрытий «Николаевэлектротрансом» была проведена во исполнение двух решений исполнительного комитета Николаевского городского совета. Но без использования электронной системы закупок на основании постановления Кабинета Министров Украины № 1178 от 12.10.2022.
Рассчитывали не взрывостойкость, а вес снега и силу ветра
В ходе проверки выяснилось, что техническая документация на павильоны, изготовленная физическим лицом-предпринимателем по заказу «Николаевэлектротранса», не является проектной, не учитывает ДБН В.2.2-5-97 "Защитные сооружения гражданской защиты", а разработана с учетом отдельных государственных строительных норм, не связанных с защитными сооружениями гражданской защиты.
Не проводилась экспертиза на прочность и испытание взрывостойкости конструкции. Вместо этого принимались во внимание только степень нагрузки и воздействия, рассчитанные для веса снежного покрова и ветрового давления, а не с учетом воздействия ударной волны.
Механизмом создания защитных сооружений путём строительства предусмотрено определение реальной стоимости строительства. А «Николаевэлектротрансом» предмет закупки безосновательно определен как Товар (хотя на самом деле это строительные работы).
Кроме того, в ходе проверки не были предоставлены документы, подтверждающие ожидаемую стоимость закупки, определенную для выполнения работ.
Сложная схема
Владельцем «Электротранса» является территориальная община Николаева. Николаевский горсовет имеет право направлять средства, в том числе на пополнение уставного фонда коммунального предприятия. Из открытых источников известно, что в то время, после заключения договора на сооружение «Электротрансом» павильонов, из бюджета города Николаева выделено 32 млн грн, как взносы в уставный капитал предприятия (7,7 млн – в конце октября и 24,3 млн – в середине декабря 2022 года). В целом исполкомом горсовета в течение 2022 года в уставный капитал «Электротранса» было перечислено 133 млн грн.
При этом исполком мог бы самостоятельно провести целевую закупку строительства этих защитных сооружений за счет бюджетных средств, определив Заказчиком соответствующее подразделение, или то же КП «Николаевэлектротранс».
Естественно, для обеспечения прозрачности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
На что потратили 5,8 миллиона?
Установлено, что "ИБФ "Элитмастер" не имеет персонала, мощности и оборудования для строительства защитных сооружений. И поэтому работу эту не выполняло.
Во время встречной сверки в Элитмейстере, проведенной аудиторами, в подтверждение понесенных расходов предоставлены копии оборотно-сальдовых ведомостей по расчетам с 10 контрагентами и копии 8 договоров с субисполнителями. Никаких первичных подтверждающих документов (платежных поручений, актов выполненных работ, накладных, спецификаций и т.п.) предоставлено не было.
Вопреки требованиям решений исполкома Николаевского городского совета, не обеспечено создание защитных сооружений гражданской защиты в порядке, предусмотренном законодательством.
Поэтому, с учетом всех предоставленных и непредоставленных документов и объяснений, специалисты Управления пришли к выводу о лишнем перечислении поставщику ООО "Инженерно-строительная фирма "ЭЛИТМАСТЕР" (далее – Элитмастер) средств на общую сумму 5,8 млн грн в результате документально неподтвержденных расходов.
Так это защитные сооружения или мафы?
Контроль за готовностью павильонов к использованию по назначению, как сооружений гражданской защиты, не проводился. Паспорта и учетные карточки гражданской защиты отсутствуют. Павильоны не внесены в фонд защитных сооружений.
Фактически указанные сооружения учитываются КП «Николаевэлектротранс» среди основных средств как конструкции. Кстати, решением исполкома городского совета от 14 июня 2023 года № 377 «О планировании и реализации основных задач и мер гражданской защиты г. Николаева на 2023 год» предусмотрено принять меры.
Местные власти недовольны аудитом и требуют объяснений
В Управлении сообщили, что имея на руках подробную информацию о фактах выявленных нарушений и наличие открытых уголовных производств, аудиторов «вызвали на ковер» на заседание городской бюджетной комиссии. И это при том, что местные власти отказались рассматривать информацию о результатах проверки до завершения судебного процесса по иску КП «Николаевэлектротранс». Причем, у комиссии нет полномочий оценивать результаты проверок и выводы аудиторов на соответствие законодательству.
В Управлении подчеркнули, что вместо недовольства работой государственных аудиторов от руководящих лиц города и КП «Николаевэлектротранс» следует услышать конкретные ответы на ряд вопросов:
1. Почему бюджетные средства предоставлялись «Николаевэлектротрансу» только в качестве взносов в уставный фонд, а не как конкретное целевое перечисление средств на сооружение остановочных павильонов-укрытий?
2. Почему закупки проводились без проектной и сметной документации и не была определена ожидаемая стоимость работ согласно ДБН?
3. Почему исполнителем стало ООО "Инженерно-строительная фирма "ЭЛИТМАСТЕР", которое не имеет персонала (только директор), материальной базы и не обеспечило документальное подтверждение выполненных работ?
4. Почему установленные остановочные павильоны-укрытия не получили соответствующего статуса объектов гражданской защиты?
5. Почему руководитель КП «Николаевэлектротранс» после проведения проверки не предоставил персональные данные для составления административных протоколов?
***
Отметим, что публичное рассмотрение акта проверки закупок запрещено в ходе уголовного производства. Разглашение информации о проверке закупок без письменного разрешения следователя или прокурора невозможно.
Согласно статье 222 Уголовного процессуального кодекса Украины, сведения досудебного расследования можно разглашать только с письменного разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным.
Управлением вторично получено письменное разрешение следователей для распространения реальной ситуации по результатам проверки в согласованном ограниченном объеме.