Арку над ЧАЭС строили 15 лет, потратив $1,7 миллиарда, но один российский «шахед» сделал ее ненужной

Комментарии:

Сейчас примерно половина северной части арки – повреждена. И хотя вне укрытия радиационный фон остается нормальным, выполнять свои функции в полной мере она уже не способна. Специалисты по МАГАТЭ объясняют почему.

Все материалы на тему

Изоляционное арочное сооружение над ЧАЭС под названием «Новый безопасный конфайнмент» начали проектировать при президенте Викторе Ющенко, строить ― при президенте Викторе Януковиче, завершили строить при президенте Петре Порошенко, а запустили в эксплуатацию при президенте Владимире Зеленском.

Читайте НН в Telegram: только важные новости

Арка должна была ограничивать утечку радиации из устаревшего саркофага 4-го энергоблока. Под «прикрытием» арки должны были демонтировать старый саркофаг, а после него и сам энергоблок: арка должна была сдерживать неизбежные потоки радиоактивной пыли.

14 февраля российский дрон-камикадзе типа Shahed-136 попал в крышу конфайнмента и пробил его насквозь. Он нанес ущерб на сотни миллионов долларов, а на то, чтобы восстановить арку хотя бы частично уйдут годы.

Репортер The New York Times пообщалась с инженерами, которые проектировали и строили арку – они рассказывают, почему проект, рассчитанный на землетрясения, оказался таким уязвимым к одному взрыву, и что делать теперь. Вот главное из материала.

Конструкторы арки над четвертым энергоблоком ЧАЭС предусмотрели многие возможные негативные сценарии — но не войну. Арка рассчитана, чтобы выдержать землетрясения, торнадо, порывы ветра. "Но на военные действия мы не рассчитывали", – говорит бывший главный инженер американской компании Battelle Эрик Шмиман. Он 15 лет посвятил строительству Нового безопасного конфайнмента, и конструкцию на 40 тысяч тонн, как пишет издание, считают «современным инженерным аналогом египетских пирамид». Арка стала одним из самых больших и дорогих сооружений в мире.

14 февраля в арку попал российский "шахед". Конструкция тлела недели, и что возгорание было ликвидировано — сообщили лишь 7 марта. В сообщении также говорилось, что примерно половина северной части арки повреждена. И хотя вне укрытия радиационный фон остается нормальным, выполнять свои функции в полной мере оно уже не способно. Специалисты по МАГАТЭ объясняют почему.

Арку построили в первую очередь для того, чтобы безопасно демонтировать сначала советский саркофаг, а затем и самый 4 энергоблок электростанции. Специальные краны для этого под аркой уже стоят, к концу 2025 года специалисты должны составить план первого этапа демонтажа объекта. В итоге через годы на месте уничтоженного взрывом реактора должна зеленеть поляна. Однако во время демонтажа вокруг бы летела радиоактивная пыль — от нее и должна была защитить арка. «Международное сообщество потратило столько денег и времени на строительство этой конструкции потому, что они знают уровень радиационной угрозы под ней», — говорит специалист по ядерной безопасности Greenpeace Шон Берни. Он посетил ЧАЭС вскоре после дронового удара.

Останавливать радиоактивную пыль должна прежде металлическая внутренняя оболочка Нового безопасного конфайнмента. Наружная оболочка должна была защищать конструкцию от осадков. Между ними инженеры разместили несколько слоев изоляционного материала, который должен держать влажность на уровне не выше 40%. Иначе стенки арки ржавели и разгерметизировались гораздо быстрее. Специалисты рассчитывали, что арка прослужит сто лет.

Изоляционный материал внутри, а особенно полуторамиллиметровая каучуковая мембрана, оказались легковоспламеняющимися. Поэтому пожарным пришлось вырезать обшивку и уничтожить значительную часть мембраны. Без прорезания отверстий было не обойтись, говорит главный инженер Нового безопасного конфайнмента Артем Серый. Теперь из-за них осадки попадают и в советский саркофаг. Он не был рассчитан на длительную службу и уже разрушается.

Специалисты по ядерной безопасности Greenpeace и украинские чиновники уверяют, что Россия совершила отдельное военное преступление — и по этому обстрелу нужно вести отдельное производство. Российская сторона все обвинения в преднамеренном обстреле отвергает. При этом очевидно, что россияне используют ЧАЭС в качестве инструмента шантажа, пишет Нью-Йорк Таймс. Многочисленные дроны, которые РФ запускает почти каждую ночь, часто пролетают Зону отчуждения. «Жужжание дронов – хорошо знакомый для нас звук», – говорит Серый. Greenpeace в своем отчете добавляет, что из 107 пожаров, произошедших в Зоне отчуждения в прошлом году, четыре пятых вызваны российскими дронами или их обломками. Иногда эти дроны пролетают прямо над хранилищем ядерных отходов ISF-2.

Объем работ впереди огромен. «Восстановить арку до состояния перед ударом практически невозможно. Чтобы приблизить его к нему, придется потратить сотни миллионов долларов», — говорит Серый. Надо будет закрыть дыру от удара дрона – самая большая имеет площадь в 50 квадратных метров. Далее следует закрыть меньшие дыры, каким-то образом восстановить мембрану и снизить влажность между наружной и внутренней оболочками арки. Ликвидируя возгорание и тление, пожарные залили туда немало жидкости.

Из-за радиоактивности объекта сделать все это на месте, скорее всего, невозможно — в этом сходятся и украинские, и зарубежные эксперты. Возможно, придется снова на рельсах отодвинуть арку на 180 метров от энергоблока — где ее по причинам безопасности и строили. Но пока стоит сделать то, что можно воплотить быстро, например заклеить дыры материалом вроде промышленного скотча, предлагает Шмиман. Тогда система вентиляции внутри арки сможет снизить уровень влаги и замедлить темпы коррозии сооружения.

Другие новости